Военные истории
Простая истина о том, что настоящим поэтом, художником, конструктором, врачом или хоккеистом надо родиться, бесспорна и в отношении людей с погонами на плечах: летчиков, артиллеристов, ракетчиков…
Особый импульс этой работе придало известие о том, что сотрудникам музея концлагеря, кроме имени и фамилии, мало что известно о летчике-белорусе, нет у них даже его фотографии.
Эту строку из широко известной песни «Гляжу в озера синие» я вспоминаю каждый раз, проезжая по улице Кижеватова, которая пролегла рядом с уже бывшим аэропортом «Минск-1».
Сегодня, проезжая на комфортабельных авто по ухоженным асфальтированным дорогам, мы не должны забывать, что 75 лет назад их сделали дорогами Победы наши бойцы и командиры, которые с боями и потерями прошли по ним, неся нам спасение от фашизма.
19 февраля минувшего года у летчика-истребителя, поэта Ивана Васильевича Шамова был знаменательный юбилей - 100 лет со дня рождения. К сожалению, о нем у нас никто не вспомнил. А было время, когда его имя знала вся великая Советская страна - от Камчатки до Бреста.
На этом снимке, сделанном 29 июня 1945 года, три лейтенанта, три крылатых мушкетера, летавших крылом к крылу в 672-м штурмовом авиаполку, удостоенные в этот день звания Героя Советского Союза.
Согласно официальным документам Главного управления по делам военнопленных и интернированных НКВД СССР на 26 июня 1945 года в советских лагерях находились 223 генерала, взятых в плен на фронтах Великой Отечественной войны.
За всю войну среди сотрудников отделов контрразведки «Смерш» всего четыре Героя Советского Союза. Один из них гвардии лейтенант Василий Чеботарев — оперуполномоченный отдела контрразведки «СМЕРШ»
На пиджаке 92–летнего ветерана Великой Отечественной войны Константина Анисимовича Потапчика из деревни Журавковичи Червенского района сегодня появится еще одна награда.
21 апреля 2000 года в Минске произошло событие, о котором написали все центральные республиканские газеты. С нескрываемой гордостью сообщалось: «Впервые покинув пределы Москвы, легендарная святыня — Знамя Победы — прибыла в столицу Беларуси — город–герой Минск!»
Даже в черной летописи тяжкого, невыносимо горького, полного жутких человеческих трагедий лета 1941 года этот день — 28 июля — выделяется особо: на Могилевщине, в районе Пропойска (ныне Славгород), погибли командиры сразу двух корпусов Красной Армии — генералы Петр Ахлюстин и Степан Еремин.
Укротительница «Тигра»
Сделала фото знаменитая Наталья Боде, жена поэта Евгения Долматовского, которой, первой из фронтовых фотокорреспондентов удалось сфотографировать подбитый немецкий танк «Тигр». Благодаря таким, как Наталья Федоровна, и сотням тысяч ее боевых подруг на фронте и в тылу праздник 8 Марта стал выходным днем!
Волна небывалой славы с головой накрыла летчика–испытателя Владимира Коккинаки за его выдающиеся дальние беспосадочные перелеты на самолете ЦКБ–30 «Москва» (цивильный вариант знаменитого бомбардировщика ДБ–3), которые он совершил в 1938 — 1939 годах
Эта история началась 4 мая 2010 года, когда на страницах «СБ» была опубликована моя статья «Заслонили собою небо», которая посвящалась летчикам 4–го (с марта 1942 года 7–го гвардейского) штурмового авиаполка
Эта история началась год назад, когда я работал над материалом о 29 моряках, совершивших невероятное — за двое суток под жутким огнем противника переправивших через реку Шпрее, в Берлине, более 16 тысяч бойцов 5–й ударной армии!
22 июня 1941 года старший лейтенант Петр Кузьмин таранным ударом сбил немецкий истребитель
Палитра действующих лиц этой истории необычайно колоритна — от Маршала Советского Союза Ворошилова и первого секретаря Щучинского райкома партии Шупени до летчика Кузьмина, который должен был стать легендой ВВС — как Николай Гастелло
Могли ли наши моряки, освобождая Бобруйск, Пинск, Лунинец, сражаясь с врагом на Днепре, Березине, Припяти, даже только мечтать о том, что дойдут до столицы третьего рейха!
Гвардии техник–лейтенант Аня Пилипенко. Кто сегодня, кроме ее родных, помнит о ней? А ведь портрет этой девушки должен быть во всех музеях, посвященных Второй мировой войне.
Увы, даже просто количества, точной цифры погибших за Беларусь советских генералов до сих пор нет.
Георгий Правосудов был представлен к званию Героя Советского Союза (причем дважды), но заслуженной награды так и не удостоился. Почему?
3 июля 1944 года советские войска освободили столицу Белоруссии — Минск, но в лесах юго–восточнее города бурлил стотысячный «котел» немецких войск, ожесточенные бои с которыми продолжались еще 9 дней.
Майские дни победного 1945 года. Красное знамя гордо реет над куполом поверженного рейхстага!
70 лет тому назад, в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года, летчик Мамкин вывозил на самолете Р–5 с оккупированной территории, спасая от палачей–карателей, белорусских детей–сирот — воспитанников Полоцкого детдома.
В далеком уже июле 1938 года ее имя не сходило с первых полос советских газет, а «Советская Белоруссия» 5 июля буквально «выстрелила»: «Мы гордимся своей землячкой!»
Василий Иванов стоял у самых истоков создания первых советских танковых частей
Первый и единственный в истории белорус — летчик реактивной авиации, удостоенный Золотой Звезды за подвиг, совершенный в воздушном бою
«Горачий». Именно так, с характерным белорусским акцентом, звали в годы войны летчика–истребителя Григория Дольникова его боевые товарищи.
Легендарный летчик-истребитель Герой Советского Союза Федор Васильевич Химич. Его имя заслуженно стоит в одном ряду с прославленными асами...
Героическая судьба полковника Чубченкова
Василий Николаевич Рыбаков — чекист, военный контрразведчик, старший лейтенант госбезопасности в тяжелейшем 1941 году занимал высокую должность начальника особого отдела ВВС Западного фронта...
В марте 1947 года, летчик-испытатель 1 класса генерал-майор авиации Петр Михайлович Стефановский (впервые!) выполнил высший пилотаж на реактивном самолете
Прошло уже 70 лет с того дня, как ЦК ВКП(б) утвердил командующим ВВС Белорусского особого военного округа Героя Советского Союза комдива Ивана Ивановича Копеца...
Славному сыну азербайджанского народа было суждено стать последним дважды Героем Советского Союза в истории великой страны.
16 сентября 1939 года злой рок, трагическое стечение обстоятельств свели на аэродроме «Болбасово» под Оршей этих двух талантливых, закаленных боями в небе Испании летчиков–истребителей.
Только через 65 лет раскрыта тайна штурмовика Ил–2, на котором отправился в свой последний бой Герой Советского Союза Борис Окрестин
Впервые в военной истории он пошел на таран вражеского истребителя на бомбардировщике. Звали его Анатолий Протасов.
С того самого дня, когда наш школьный учитель истории поведал нам об уникальном подвиге узника концлагеря пленного летчика Михаила Девятаева, мне не давала покоя мысль: а действительно ли это был первый и единственный случай угона у немцев самолета в годы войны?
Мало кому известна ничем особо не приметная железнодорожная станция Хальч, что расположилась между Жлобином и Старой Рудней на "железке", ведущей в Гомель.
Они гибли целыми эскадрильями: горели в кабинах самолетов, поймав в прицел врага и вдавив до упора гашетку замолчавшего пулемета, шли на таран, с пистолетами в руках бросались на прорвавшиеся на аэродром танки.